3 августа 2018г., я с удовольствием побывал на одном из таинственных островов залива Петра Великого Аскольд (Приморский край), острове, где ночуют туманы Японского моря, набираясь сил перед тем как нахлынуть на Владивосток. Остров Аскольд-это ещё и остров потерянного золота и райски счастливых оленей, остров волнующих воображение маяков, остров забытых пушек и тёмных глубоких манящих запахом тайны подземелий. Первыми известными людьми на острове были китайские манзы. Они называли остров «Лефу», - что можно перевести на русский как «Добычливый», - собирали на побережье морскую капусту и мыли золото. В 1855 году остров получил более интересное название «Termination», в честь окончания гидрографических съемок побережья англичанами. Спустя 3 года после англичан приплыли русские, и окрестили остров «Маячным», так как место само просилось под маяк. Однако спустя несколько лет проводившая в 1862-1863 годах более подробное гидрографическое исследования экспедиция Бабкина посчитала, что название острова «Маячный», где в то время не только не было никакого маяка, но даже и не предвиделось, может ввести в заблуждение моряков, и переименовала остров по названию пролива, который в свою очередь был назван в честь одного из первых русских винтовых фрегатов - «Аскольд»! Долгое время остров посещали только ловцы морской капусты, но все переменилось в 1867 году, когда на нём нашли золото, со всеми сопутствующими «лихорадочными» последствиями. . О существовании в Уссурийском крае залежей желтого металла китайцы узнали гораздо раньше русских и, привлеченные слухами о внезапно открывшихся несметных богатствах, сюда устремились толпы китайских старателей, а так же шайки «хунхузов», привлеченные жаждой наживы. Несмотря на то, что наплыв китайцев продолжался все лето 1867 г., русские долгое время ничего не знали о прииске на редко посещавшемся острове. Первыми о происходящем услышали на посту в заливе Святой Ольги. Как раз в этот момент в гавань зашла 300-тонная военная шхуна “Алеут”, занимавшаяся снабжением прибрежных постов края. По пути во Владивосток её командир, лейтенант А.А. Этолин решил выяснить обстановку на Аскольде. Остров является отличным ориентиром для судов, идущих к Владивостоку с юга и юго-востока. Имея значительную высоту, он как естественный маяк появляется по курсу судна, когда оно, пройдя мыс Поворотный, берёт курс к Босфору Восточному. Когда в 1873 году Сибирская военная флотилия была перебазирована из Николаевска-на-Амуре во Владивосток, судоходство в заливе Петра Великого заметно оживилось, и остров, лежащий на морском пути в развивающийся порт, требовал скорейшего навигационного ограждения. Ни одно судно, идущее в порт с востока, не могло миновать остров Аскольд. В 1879 году было начато строительство капитального маяка! Строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки «винтовой» дороги вокруг горы. На месте брали только глину и бутовый камень, а всё остальное пришлось завозить из Владивостока. Башню маяка высотой 8.4 м от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания - из местного бутового камня. Преломляющий светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чанс. Через 2 года 29 сентября 1881 г. маяк начал освещение. Башня красного цвета, огонь белый с проблесками через 1 минуту: при испытаниях дальность видимости составила 35 миль. Несмотря на то, что башня маяка была кирпичной, она не простояла и 50 лет. Суровый климат сделал свое дело - уже в начале XX века стены башни стали трескаться и крошиться. Периодические капитальные ремонты мало помогали и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени: белая восьмигранная каменная башня высотой 8м у белого одноэтажного здания. В металлическом фонарном сооружении с медным куполом был установлен диоптрический светооптический аппарат с лампой системы Чанса. В предвоенные годы техническое оснащение маяка совершенствовалось, и в 1940 году приказом начальника Гидрографической службы ТОФ он был отнесен к маякам первого разряда. В годы Великой Отечественной войны и войны с Японией маяк надежно обеспечивал плавание наших кораблей. Теги: Путешествуйте дома, Фотоистории
Проголосовать (146) |